Новости региона

В Казани обсудили национальные, культурные и религиозные традиции народов Татарстана

17.08.2015
Источник информации: События
Адрес новости: http://sntat.ru/reportages/9002-v_kazani_obsudili_natsionalnye_kulturnye_i_religioznye_traditsii_narodov_tatarstana

 

Место общественных некоммерческих организаций в деле сохранения социального, межэтнического и межконфессионального мира и согласия обсуждали сегодня на очередной секции в рамках III республиканского форума СОНКО. Поэтому публика собралась солидная — представители властных структур, ученые, идеологи, лидеры общественных организаций и, конечно же, руководители двух основных конфессий Татарстана. По словам председателя Общественной палаты Татарстана Анатолия Фомина, на мероприятие были приглашены представители всех конфессий, но, почему-то пришли не все. 

- Сюда пришли именно те люди, которые занимаются в республике вопросами духовности, нравственности и, конечно, вопросами межэтнических и межрелигиозных отношений, - отметила председатель Комиссии ОПРТ по вопросам образования и науки Римма Гильмеева.

Первым получил слово ученый — директор института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов. Он высказался за повышение уровня образования и просвещения в народе, чему должны поспособствовать и СОНКО. И сам профессор тоже начал с того, что просветил аудиторию на предмет значения модного слова «толерантность».

- Толерантность — это терпимость к иного рода взглядам, правам и привычкам, - объяснил профессор. - Она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность является выражением уверенности человека в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Михаил Щелкунов рассказал о результатах пролонгированных социсследованиях, проведенных в различных странах, которые показали, что высокий уровень образования способствует формированию толерантных установок в сознании граждан. Он рассказал, что в вузе и республике делают все, чтобы дать новому поколению именно такое образование и что научное сообщество активно сотрудничает с общественными организациями в деле повышения уровня просвещения всех слоев общества.

- Но наше взаимодействие с некоммерческими организациями в этом направлении было бы не возможно без активнейшей роли Общественной палаты Республики Татарстан. Она, действительно - и модератор и инициатор, и драйвер этого взаимодействия, - констатировал профессор и обратился к Анатолию Фомину. - Очень уместно в этой связи напомнить, что один мудрый, опытный руководитель, часто говорит: никогда всуе не говори человеку о его вере, национальности и языке. Это очень мудрые слова.

- Это не мои слова, это мне мама всегда так говорила, - смущенный комплиментом, уточнил Анатолий Фомин.

Но муфтий Татарстана Камиль хазрат рассказал о вере и о языке отнюдь не всуе. Но тоже привел данные социсследований. Оказывается, к верующим себя относят 84% опрошенных городских жителей Татарстана и более 90% сельчан. И что интересно, 73% православного населения республики выразило желание, чтобы их дети знали татарский язык, а среди неверующих немусульман эта часть составила только 64%. По словам Камиля хазрата, одной из причин такого высокого показателя межконфессиональной толерантности в республике явился более чем 400-летний опыт мирного сосуществования различных религий на территории Татарстана. А вот в других регионах, где такого взаимопонимания нет, происходят межэтнические конфликты. Камиль хазрат рассказал, что когда он был в Краснодарском крае, то не нашел там ни одной мечети — их до сих пор не разрешают строить, и чтобы прочитать намаз, ему пришлось ехать в соседнюю Адыгею.

Но это, разумеется, не пришло само собой, - заметил муфтий, возвращаясь к теме межэтнического согласия в Татарстане. - Это результат слаженной работы государства, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Татарстанской Митрополии.

Он подчеркнул, что поддерживая религиозное воспитание в обществе, государство тем самым, укрепляет его и оздоравливает.

- Религия — сейчас, может быть, единственный для человека способ остановиться перед совершением преступления, перед грехом, - подчеркнул муфтий. - Другой альтернативной идеологии у нас сейчас нет! Чтобы человек не грешил, не портил, не производил смуту среди населения, что нужно сделать? Нужно над каждым человеком поставить полицейского. А если учитывать, что каждый полицейский — тоже человек, за ним надо тоже поставить полицейского. И так до бесконечности. А вера, которая находится в нашем сердце, это и есть некий полицейский, который нам запрещает принести вред друг другу. Религия — это будущее России.

По мнению Камиля хазрата, правильная этно-религиозная политика с каждым днем будут приобретать все большую значимость не только в России, но и в мире в целом, и что опыт Татарстана станет примером мирного сосуществования многочисленных наций и конфессий.
- Очень красивое слово «толерантность», - заметил муфтий Татарстана, завершая выступление. - Не могу его заменить ничем. Но я бы его не употреблял. Потому что мы понимаем под толерантностью терпимость. Значит, мы должны напрягаться и терпеть друг друга? Мы этого не хотим. Нужно не терпеть друг друга, а научиться любить друг друга!

Зал буквально взорвался аплодисментами!

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан попросил разрешения выступить с места, как он выразился в знак уважения к его седой бороде. Митрополит рассказал, что ему пришлось долго работать в разных странах, представляя русскую православную церковь — в Израиле, Египте, в Африке, в Сирии, в Латинской Америке, а на Кавказе прослужил почти 10 лет. Поэтому ему пришлось многое повидать.

- И я сейчас, наверное, вступлю в некий диспут с уважаемым профессором, который утверждает, что чем выше уровень образованности, тем выше толерантность. Не совсем согласен с этим. Был образованный Бен Ладен. И вообще, если проанализировать, то все катаклизмы, в том числе политика ненависти, бывают именно от образованных людей. Владимир Ильич тоже был образованный человек, но мы никогда не скажем, что он был толерантный, потому что столько крови было пролито. И Керенский был тоже образованный человек. И мы видим, что из этого образования вышло. Мы не можем брать за основу утверждение, что только одна образованность может уберечь мир от опасности ненависти и разделения. Образование должно иметь некую нравственную канву. Это не только не сумма знаний, и знаний о религии в том числе. Напомнил митрополит Феофан и об опасности глобализации во всех сферах, потому что она несет миру и ИГИЛ, и легализацию однополых браков, и оранжевые революции.

- Мы не можем под венегрет, под общий, все подводить! - заявил он и призвал придерживаться национальных и культурных традиций наших народов. И Татарстан, по мнению митрополита, показывает такой пример.

- Как новый человек в республике, я посмотрел на все незамыленным глазом, и хочу сказать, что я очень благодарен правительству Татарстана, которое сделало и делает очень многое для того, чтобы мир и согласие были главным постулатом в жизни республики. А отсюда — и экономическое процветание, а отсюда — просто нормальная человеческая жизнь. Ведь, когда мы говорим о толерантности, мы ни в коем случае не должны разрушать национальные, культурные, исторические, религиозные традиции наших народов. 

Митрополит призвал и татарстанские некоммерческие организации не сеять смуту и революции, по примеру извне, а заняться внутренними проблемами — наркоманией, брошенными детьми, борьбой с абортами и беспутством. 

- Но опять я соглашусь с собратом — Камилем хазратом, что никакие образовательные постулаты не остановят человека от безнравственных действий! - Подчеркнул митрополит Феофан. - Нужен некий внутренний стоп, основанный на религиозных нравственных ценностях. И пока что, кроме религии, человечество ничего лучше не придумало. И мы совместно с властью... Да, я не стесняюсь об этом говорить! А что, мы должны быть против власти? Власть установлена богом! Мы вместе будем отстаивать нормальную, динамично развивающуюся, спокойную жизнь в Татарстане, и я надеюсь, что это у нас получится. Главная задача и гражданского общества, в том числе НКО, и религиозных организаций — консолидация, мир согласие и единство — пусть к процветанию, правде и благополучию. 

И судя, по тому, что митрополиту аплодировали не менее дружно, чем муфтию, по крайней мере религиозных распрей у нас не предвидится.

Высказались за мир и консолидацию общества и представители многочисленных светских организаций, приглашенные на заседание секции. Все предложения и пожелания, родившиеся в сегодняшнем споре, лягут в основу окончательной резолюции Форума, которая будут озвучена 19 августа — по завершении пленарного заседания.





Все новости раздела




Другие новости раздела:
Прокуратура г. Казани организовала проверку в связи с информацией в СМИ об установке в торговых точках г. Казани двух терминалов по продаже криптовалюты....
Назначение ненужных обследований в частных клиниках и выдача справок о несуществующих заболеваниях - вот самые распространенные нарушения в сфере здравоохранения, которые выявляются Росздравнадзором....
В Набережных Челнах разыскивают 48-летнего Сергея Чуйкина. В дни своего исчезновения мужчина находился в садовом обществе «Гидростроитель-1», 15 апреля этого года он вышел из дачного домика и с тех...
В театре оперы и балета им. Муссы Джалиля состоялся гала-концерт республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом – Татарстан», приуроченный ко Дню народного единства. Лучшие коллективы со всей...