Новости региона

Рустам Минниханов: «Особое внимание необходимо уделить подготовке национальных кадров»

21.08.2015
Источник информации: События
Адрес новости: http://sntat.ru/reportages/9103-rustam_minnikhanov_osoboe_vnimanie_neobkhodimo_udelit_podgotovke_natsionalnykh_kadrov

 

Бугульминский лицей №2. Он регулярно входит в топ-5 лучших учебных заведений Татарстана и сотню России. Выпускники показывают одни из самых высоких баллов ЕГЭ и берут призовые места на всероссийских олимпиадах. На вопрос «В чем секрет успеха?» тут пожимают плечами. Говорят особой системы нет, просто учителя фанаты профессии. Свет в классах гаснет поздно вечером: преподаватели или занимаются с теми, кому предмет дается тяжело, или ведут дополнительные занятия для «продвинутых». 

- У нас тут атмосфера уюта, нет учителей, которые на работу ходят из под палки. Когда человек приходит, стараемся создать все условия. Если педагог работает, обязательно это замечают. Здесь постоянная поддержка, чувство локтя. Если готовимся к конкурсу, то весь лицей на это работает, - рассказывают заместители директора по учебной работе МБОУ «Лицей №2» Наталья Чайка и Валентина Сафина.

В лицее делают уклон на физический, химический и технологический профили. Но дети могут заниматься и творчеством - есть художественно-эстетическое направление. Такое разнообразие позволяет каждому ребенку найти хобби. Кстати, многие выпускники после окончания ВУЗа возвращаются в лицей, но уже работать. Из 87 преподавателей 16 - бывшие ученики. Этот опыт хочет перенять республика. С нового года школьников начнут готовить в преподаватели: для этого будут выявлять детей с задатками преподавания. Именно на кадры в Татарстане делают ставку.
Как и еще сотни других образовательных учреждений бугугльминский лицей модернизирован благодаря поддержке лидера республики Рустама Минниханова. Им были инициированы дополнительные программы, которые помогли обновить образовательную инфраструктуру. Только за последние три года построено 156 новых детских садов, отремонтировано 55 зданий под размещение дошкольных учреждений и открыты 82 дополнительные группы в действующих садах. Таким образом, создано более 30 тысяч новых дошкольных мест. Из республиканского бюджета на это выделено более 10,0 млрд. рублей. На реализацию программы капитального ремонта школ с 2012 года также выделено более 10 млрд. рублей, что позволило отремонтировать 632 школы. В 2016 году в завершающий год данной программы будут отремонтированы еще 107 школ. С 2014 года начата программа создания ресурсных центров, на проведение капитального ремонта и оснащения современным оборудованием 19 колледжей республики выделено более 1,5 млрд. рублей. Инфраструктура обновлена теперь дело за развитием кадров.

Реализовывать новые задачи будут в рамках «Стратегии 2030», разработанной по поручению и под личным контролем Рустама Минниханова. Одним из ключевых компонентов, которой является человеческий капитал. На проекты по модернизации кадрового потенциала было затрачено 2 млрд рублей. Более 11 тысяч педагогических работников получили грантовую поддержку, что позволило опытным педагогам получать существенную ежемесячную надбавку. Кроме того, было поддержано 200 педагогов дополнительного образования, 257 мастеров производственного обучения.

В этом году начали работать с директорами. Проверив 600 руководителей на качество профессиональных компетенции, выяснили, что только 11 процентов отвечают требованиям. Остальным весь следующий год придется учиться профессии, их ждут и индивидуальные программы, и тренинги, и стажировки в ведущих школах.

Уверен, что качество образования в школах напрямую зависит от директора, его способностей.

- На муниципальном уровне необходимо создать условия, директор не должен быть перегружен посторонней работой. Например, в Лаишевском, Дрожжановском, Кайбицком районах директоры прошли повышение квалификации по программе ремонта автотранспорта и занимаются перед рейсами проверкой школьных автобусов. Можем ли мы одновременно требовать от них качественной подготовки по школьной программе? - задал риторический вопрос министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов.

Вопросы и к учителям. Как показали баллы ЕГЭ, высокая квалификация педагога не залог того, что он может донести до ученика знания доступно.

- В этом году низкие и средние баллы ЕГЭ по базовой математике у выпускников Муслюмовского, Апастовского, Альметьевского районах. При этом более 60 процентов учителей имеют высшую квалификацию, - сказал Энгель Фаттахов.

- Аттестация педагогических кадров и стандарт педагога - это неразделимые понятия. Обе процедуры должны носить стимулирующий характер и учитывать необходимость максимального соответствия основным критериям педагога, который передает знания и, по сути, формирует облик нации. По итогам аттестации надо формировать курсы, учебные планы, особое внимание уделить подготовке национальных кадров, - дал поручение Рустам Минниханов.

И в крупных городах, и в небольших поселениях одинаковые условия для работы, но уровень преподавания разный. В тройке лидеров по качеству образования Бугульминский район, Набережные Челны и Вахитовский с Приволжским районы Казани. А вот среди аутсайдеров Тюлячинский, Апастовский и Муслюмовский районы. Между ними, к примеру, разница среднего балла ЕГЭ по русскому языку оставляет почти 20 баллов. Исправлять ситуацию будут как раз за счет кадров. Не радует ситуация и с иностранными языками. Тестирование среди четвероклашек показало, что английский ученики не знают даже на «четверку». Поэтому с прошлого года все татарстанские первоклашки начали изучать английский. Ну, а с этого сентября в шести школах республики начнутся уроки китайского. В качестве «пилота».


Мнение

Татьяна Петрова, директор школы №101 (Казань)

- У себя мы, конечно, хотим ввести испанский язык, но, на мой взгляд, гораздо важнее, что в образовательном процессе не хватает свободы. Это бы сделало школьников, выпускников более конкурентоспособными. Не хватает опыта общения. За границей ученики гораздо более свободные и в общении, и в контакте с учителями. Что касается внедрения новых программ, то здесь процесс невозможен без креативных молодых людей, тех, которые не боятся общения, и научат этому подростков. Пока, на мой взгляд, школа - довольно закостенелая вещь, существует и возрастной ценз. Не достает молодых в школе, которые могли бы учить, в том числе и передовым технологиям.

Сергей Родыгин, учитель физики и математики школы №119 (Казань) 

- Обучение, конечно, многосторонний процесс, как и технологии, которые могут быть использованы. Но в основе всего в первую очередь кадры. Именно учителя должны эффективно работать в тех условиях, когда, казалось бы, школьники увлечены не тем, чем нужно. Необходимо уметь так выстраивать процесс, чтобы в этих условиях применять технологии. Татарстан - пилотный регион, оснащение учебных заведений на уровне, современное мультимедийное оборудование есть везде. В этом мы не отстаем, как и в программах, а вот методикой преподавания педагоги нередко владеют очень слабо.


 





Все новости раздела




Другие новости раздела:
Прокуратура Республики Татарстан утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 56-летнего бывшего директора ООО «Вторлес», 56-летнего бывшего учредителя ООО «Вторлес», 42-летнего...
Ежемесячная средняя зарплата самых высокооплачиваемых руководителей муниципальных предприятий Казани составляет 145 тыс. рублей при средней зарплате в Татарстане 31,5 тыс....
В Азнакаево состоялось выездное заседание Совета Ассамблеи народов Татарстан и Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. В работе заседания принял...
Аналитическая служба «Реального времени» вновь изучает рынок частного школьного образования в Казани. За прошедший год, как выяснилось, стоимость обучения почти во всех негосударственных школах...