Новости региона

Татарстан станет мостом в Европу

27.08.2015
Источник информации: События
Адрес новости: http://sntat.ru/reportages/9176-tatarstan_stanet_mostom_v_evropu

 

Идея что называется, витала в воздухе. Толерантная Европа практически на грани нервного срыва из-за толп беженцев, а в России, на берегах Волги, в городе мирно живут и процветают десятки национальных общин, культур и традиций. Вот и решили иностранцы сами посмотреть, как это у нас получается, и другим показать. А чтобы взгляд не был замылен современными политическими реалиями, «поручили» это ответственное дело персонажу из прошлого - Александру Дюма - автору романов про мушкетеров, а также автобиографической книжки «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию». Французский писатель был в наших краях летом 1858 года, и сразу же разобрался в наших приоритетах и авторитетах. «Здесь церковь и мечеть соседствуют и являют пример такого братского дружества меж крестом и полумесяцем, какое, пожалуй, можно встретить только в Казани, - пишет он. - Иван Грозный и царица Сююмбике - самые популярные исторические личности в Казани. Один - потому что сделал городу много зла, а другая - потому что сделала городу много добра».

И не случайно мысль экранизировать этот роман пришла в голову именно французу - издателю и ценителю искусства Пьеру-Кристиану Броше, который вот уже 25 лет живет в России, прекрасно говорит по-русски и ведет на телеканале «Культура» этнографическую рубрику «Россия - любовь моя».

По словам мсье Броше, в один прекрасный момент он вдруг понял, что роману Александра Дюма, который все знают во Франции и в других странах, не отдается должное, потому что за границей не знают о традициях тех народов, которые открыл для себя автор в своем путешествии по Волге.

Нынешний российско-французско-голландский кинопроект проект тоже называется «Волга».

- В книге есть такой момент, когда Дюма приходит на ярмарку в Нижнем Новгороде, он понимает, что Волга - это место встречи Востока с Западом, - рассказывает Пьер Броше. - Он видит и китайцев, и торговцев из Индии, из Азии, из Германии, из Франции и так далее. И потом Дюма приезжает в Казань, в которой, как ему было известно, все уничтожил Иван Грозный, когда брал город штурмом. И вдруг он видит мечети и православные церкви, и для него это абсолютно большой шок! Он вдруг понимает, что разные религии могут прекрасно жить вместе. А потом он спускается по Волге в Астрахань и встречается с калмыкским князем, который был буддист. Таким образом, Дюма видит во время путешествия по Волге и христианство, и ислам, и буддизм. Писатель понимает, что это абсолютно уникальное явление и рассказывает об этом с восхищением. И когда я стал делать на канале «Культура» свои передачи о калмыках, о татарах и так далее, я понял, что на Волге есть какой-то необыкновенный колорит, который хотелось бы показать. Потому что Россия - это не только Москва и Санкт-Петербург, которые обычно знают все иностранцы. Ведь если сегодня политические отношения так себе, все понимают, что культура позволяет держать связь и создать новый мост, который нам поможет все спорные вопросы решать.

По задумке Пьера-Кристиана Броше, в фильме будет сразу три временных пласта: средневековая история «Волжской России», то, что увидел Александр Дюма и современная жизнь. Понятно, что «по совету» автора книги, в сюжете о средневековой Казани будет два главных героя: Иван Грозный и Сююмбике.

- Сююмбике для нас очень интересный персонаж, - отметил мсье Броше. - Мы понимаем, что если сделать акцент в нашем фильме на Сююмбике, то у нас будет возможность показать битву за Казань не со стороны, а глазами местных жителей, что никто до сих пор не сделал.

Впрочем, сам французский продюсер тоже в некоторой степени чувствует себя местным: предки его русской жены - знаменитые казанские Перцовы, из рода которых вышел и Эраст Перцов - прототип литературного персонажа Акунина - Фандорина. Те самые Перцовы, у которых гостил в Казани Александр Пушкин, когда собирал материал для своей повести о Емельяне Пугачеве. А «продядя» мадам Броше - князь Владимир Голицын - художник и полярник, который, репрессированный за свое аристократическое происхождение, умер в Свияжске в 1943 году. Но в Казань Пьер-Кристиан приехал впервые только в 1996 году - в качестве издателя. По поручению первого президента республики Минтимера Шаймиева он занимался выпуском путеводителя по Татарстану.

- Теперь Казань невозможно узнать! - поделился он впечатлением с журналистами. - Город так сильно изменился! Это очень радует. Мне кажется, что этот образ России, который вы чувствуете здесь, и который в Москве не всегда заметен и понятен, очень важно донести до Запада. Чтобы там это поняли тоже. Что Россия - это не Сталин и КГБ, это что-то другое, и что можно любить эту страну по-настоящему, потому что здесь прекрасное смешение культур, которое, как мне кажется, нужно очень сильно сохранять и развивать. Но с другой стороны мы не имеем цели сделать рекламный фильм. Дюма действительно был искренне удивлен и восхищен этим смешением народов и религий и всем, что он здесь увидел. Наша задача и задача режиссеров донести это впечатление до зрителя. Поэтому это будет даже не просто кино, а арт-кино. Это будет очень мощное ощущение культуры.

Понятно, что доверить абы кому съемки такого уникального фильма продюсер не мог. Он выбрал знаменитый творческий дуэт: британский режиссер и художник Питер Гринуэй и его жена - театральный режиссер Саския Боддеке. Они уже затрагивали тему русской художественности в прошлом году - в рамках выставки-инсталляции «Золотой век русского авангарда» в «Манеже». А сейчас в Берлине проходит их выставка-инсталляция «Obedience», которая рассказывает о том, что три главных религиях мира - ислам, христианство и иудаизм имеют один корень. По словам мсье Броше, он даже не представляет себе, кто еще кроме этих талантливых художников и режиссеров, могли бы воплотить все задуманное им лучше. Через два дня Гринуэй и Боддеке позвонили продюсеру и предложили встретиться, чтобы все обсудить. Он поехал к ним в Амстердам и три часа подряд рассказывал о своем замысле и о России. После чего знаменитые режиссеры сказали: «Поехали!». А Питер Гринуэй согласился быть и автором сценария фильма.

- Это довольно амбициозный проект - создать 150-минутный фильм, демонстрирующий многонациональный, многоконфессиональный и полиэтнический характер Поволжья, - так он отзывается о своей будущей работе. - Проект, в котором переплетается прошлое и настоящее, самобытная культура и искусство, художественная литература и пропаганда, где мирно сосуществуют столь разные религии - христианство, ислам и буддизм. Мы будем искать документальные кадры, раскрывающие жизнь города и деревни, историю ярмарок, русского гостеприимства, особенности коррупции и политиканства, живописи, религии, охоты, семейных обычаев, интерьеров и многое-многое другое.

Правда, на вчерашнюю встречу с казанскими журналистами супруги не пришли. По словам Пьера-Кристиана Броше, они очень заняты поисками вдохновения, интересных локаций, кадров и аутентичного колорита. Творческая группа путешествует по Волге и ближайшим городам на небольшом судне: 10 человек, плюс - экипаж. Иностранцы уже успели побывать в Нижнем Новгороде и Макарьеве, во вторник посмотрели Свияжск, а вечером прибыли в Казань. Осмотрели Кремль, побывали в здании, где Александр Дюма останавливался во время своего путешествия в 1858 году, были в мечетях, заехали в Казанский университет, который когда-то посещал писатель, и встретились с художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Татарстана Александром Сладковским. Дело в том, что режиссеры ищут музыкальный коллектив для исполнения, как народных композиций, так и современной музыки для своего фильма. Идеи и музыкальное видение фильма в целом, они и обсудили с маэстро. А вчера вечером вся творческая группа отправилась в Астрахань.

Съемки фильма начнутся в 2016 году, а закончатся в 2017 году. По словам мсье Броше, планируется успеть с выходом фильма на большой экран до чемпионата мира по футболу, потому в Казани тоже будут проходить матчи, и показать его в нескольких городах на Волге еще до июня 2018-го. Чтобы иностранцы, которые не были еще в России, приехали сюда, как выразился автор, «с другими глазами». Поддержку проекту оказывают Русское географическое общество и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Но, мсье Броше надеется заинтересовать и европейские фонды.

Но если с натурой более менее все ясно, то с актерами съемочная группа пока не определилась. Хотя предполагается, что французов будут играть французы, а местных - местные. Причем, это должны быть известные актеры, потому что фильм будут показывать по всему миру. К тому же уровень режиссеров обязывает. Нет пока кандидатов и на роль писателя, но планируется пригласить кого-нибудь из знаменитых французских актеров. Уж очень колоритный и неоднозначный образ.

- Дюма был, как говорят по-русски, бабник, - смеется мсье Бронше. - Это всем известно. И он, знал, что в России много красивых женщин, поэтому и приехал сюда. И еще говорят, что во Франции у него были проблемы с деньгами, поэтому он так быстро принял решение поехать в путешествие.

Правда, это всего лишь, догадки. Но судя по тексту произведения Александру Дюма, по крайней мере, в Казани, у него не было проблем с деньгами.

«Я не знаю более легкого, более удобного и более приятного путешествия, чем путешествие по России. Особенно знаменита в этом отношении Казань. Здесь наперебой устремляются со всякого рода любезностями, осыпают всевозможными подношениями. Мне здесь дарили тюки чаю, заставили увезти с собой образцы всех кож и всех шкур. Это было одним из лучших путешествий за всю мою жизнь...»

Нет, все-таки мсье Бронше несколько преувеличивает. Город наш изменился не так чтобы уж очень сильно.


Мнение

Екатерина Барабанова, зампредседателя госкомитета Татарстана по туризму

- Речь идет о съемках очень большого художественного фильма, который будет выставляться на крупнейшие международные кинофестивали. Казань будет представлена во всем великолепии добрыми глазами иностранца. Потому что господин Александр Дюма старший, который написал роман «От Парижа до Астрахани» - по следам своих путешествий, писал о России в большом восхищении, и его все впечатления очень положительные. Он восторгался, восхищался всем тем, что он видел. Дюма отмечал в своем романе, что в Казани мечети соседствуют с церквями, и что здесь мирно живут два народа - татары и русские. Мы будем максимально помогать съемочной группе, мы будем надеяться, что фильм будет такой, какой мы ждем - великолепный. По крайней мере, судя по масштабам тех режиссеров и продюсера, которые будут его делать. Для нас, для Татарстана, для Казани это очень значимо.


Наша справка

Издатель и коллекционер Пьер-Кристиан Броше родился в Париже, учился в Англии и Германии, а в Москве создал издательский дом «Авангард», который выпускает русскую версию известной во всем мире серии путеводителей Le Petit Fute. Вначале 90-х переехал в Россию. Когда Пьеру было шесть, бабушка купила ему альбом для марок - с тех пор он считает себя коллекционером. Броше собрал одну из самых представительных коллекций постперестроечного русского искусства (причем художников, живущих за рубежом, он не покупает) и дал возможность познакомиться с ней широкой публике - проехал с выставками по всей стране, от Краснодара до Владивостока. Мечтает принимать участие в формировании нового облика России.

Питер Гринуэй - британский режиссер, но с 1999 года Гринуэй живет в Амстердаме вместе со своей второй женой Саскией Боддеке, театральным режиссером. Известен особой манерой снимать фильмы, которую у нас часто называют авторским кино. Гринуэй также является одним из наиболее ярких видеохудожников: художник и режиссёр, ныне виджей и перформансист.

Самой известной и скандальной работой режиссера стала картина «Повар, вор, его жена и ее любовник»» (1989). В фильме подчеркивается скользкая грань между безобразным и красивым. В феврале нынешнего года Питер Гринуэй представил на 65-м Берлинском кинофестивале свою новую картину «Эйзенштейн в Гуанахуато», в центре которой - любовные отношения легендарного советского кинематографиста со своим мексиканским гидом Паломино. Позже скандальный фильм показали в России в рамках Московского кинофестиваля.


 





Все новости раздела




Другие новости раздела:
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан продолжается расследование уголовного дела возбужденного по факту убийства 56-летнего жителя Тетюшского...
В соцсетях распространили два снимка погибшего мужчины, которого якобы в Татарстане - под Альметьевском - растерзал кабан. На фотографиях видно, что у мужчины нет части туловища, изуродовано лицо....
Альберт Гадельшин работает обыкновенным волшебником. Его прямые служебные обязанности - творить чудеса, потому что он - фокусник, руководитель и артист театра иллюзий, автор книги «Энциклопедия...
Сегодня, 11 октября в 16.52 на 43 км автодороги Альметьевск – Наб. Челны, по предварительным данным, водитель автомобиля ВАЗ-2111, выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущества и...